В стратегически-ролевой компьютерной игре «Crusader Kings» персонажи могут выбирать себе локальные цели. Кроме целей вроде «расширить границу владений» или «прокачать мастерство управления» присутствует цель «дожить до старости». Я думаю, что если бы где-то в реальном мире существовала кнопка для выбора целей, то выпадающий из неё список отображал бы эту единственную цель.
Ну ладно, это, конечно, преуменьшение. Целей было бы чуть больше — купить жильё, машину, мебель, бытовую технику — однако видятся мне в этом всего лишь подпункты всё той же цели. И даже от «завести детей» веет всё ею же: я дожил до старости и заручился человеком, который будет мне в ней помогать. Вроде как человек провёл жизнь между получением простых удовольствий от бытия той или иной степени комфортности и усилиями, направленными на их получение, и передал эстафету следующему игроку за некоторый бонус.
И тут нет ничего удивительного — такой подход эволюционно заложен во все организмы. Им просто надо дотянуть до детородного возраста и произвести как можно больше потомства. Ни целей, ни смысла: организм — это лишь такой хитрый способ репликации генов, которые в свою очередь никаких целей не имеют, а просто имеют устройство, позволяющее им производить копии себя.
В процессе усовершенствования способов саморепликации эволюция произвела особые гены: гены, которые строят организм не просто наделённый разумом, но разумом, который так поднаторел в определении целей, что научился игнорировать тот факт, что любые сформулированные им цели нужны лишь для более эффективного производства копий. Копии стали восприниматься лишь как приложение к разуму, хотя гены изначально «считали», будто всё наоборот.
Читать целиком
Воля к бездействию
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться